Поиск:

История монеты.



Агат.Москва.


У меня в руке лежит очень древняя монета. Маленький кусочек светло-желтого металла с изображением свирепо оскалившегося льва…



Этот металл – сплав золота и серебра - называется электр. Именно из него на заре исторических времен в азиатской стране Лидии стали чеканить самые первые деньги в мире. Сначала они были без каких-либо образов и фигур, но вскоре на них появились изображения. Такие, как этот лев, глядящий на современный мир сквозь тысячелетия. И все эти годы прожила вместе с человечеством маленькая (меньше пяти граммов) монетка. Когда смотришь на нее, то очень хорошо представляешь себе известные исторические события и ее современников - самых разных людей, многих из которых мы знаем еще со школьных времен. Свидетелем каких драматических моментов истории была наша героиня? Кто из людей, живших более двух с половиной тысяч лет назад, держал ее в руках?


Мы не знаем человека, который резал штемпель и занимался чеканкой - это мог быть и раб, захваченный в бесконечных войнах того времени, и зажиточный ремесленник, чьи руки за их мастерство сейчас назвали бы золотыми. Но давайте представим себе (на основании исторических событий, которые происходили в регионе распространения нашей монеты), у кого мог побывать этот маленький кусочек ценного металла.


Первым ее обладателем воображение рисует царя, который почти все годы своего правления провел в войнах. Именно в его время и появилась на свет героиня повествования. Это - Алиатт, царь Лидии из рода Мермнадов. Правил он в конце VII - начале VI веков до новой эры. Алиатт продолжил войну с г. Милет, начатую еще его дедом Ардисом. Потом предпринял попытку захватить греческий город Клазомены. Затем ему удалось покорить г. Смирну. В его время на востоке началась очень долгая и кровопролитная война с Мидийским царством. Закончилась она самым неожиданным образом: во время одной битвы солнце внезапно исчезло, и на землю опустилась тьма. Конечно же это было солнечное затмение и оно было предсказано Фалесом Милетским (585 г. до н.э.). Едва мидийцы и лидийцы увидели, что день обратился в ночь, они тут же прекратили битву. Мир был заключён благодаря посредничеству вавилонского царя Навуходоносора II. По условиям этого мира границей между Лидией и Мидией стала река Галис. Но Алиатт не прекратил завоевательные походы, своё внимание он обратил на греческие полисы, а так-же занялся окончательным покорением малоазийских племен: пафлагонов, вифинов, карийцев и др.



У кого еще в руках в эти годы могла побывать наша монета? У воина, у кузнеца, снабжающего этого воина доспехами, или у простого торговца, без товаров которого не обходится ни один рынок во все времена? А может, ее получил в качестве платы очень талантливый архитектор, построивший по приказу Алиатта его погребальный памятник. Это - земляной курган с основанием из огромных каменных плит. Сооружение, которое долгое время спустя превосходило величиной все остальные в Лидии. И конечно монета (как хотелось бы думать) не могла не оказаться в руках великого философа и математика Фалеса Милетского.



Величайший мудрец античности был основателем милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Имя мыслителя стало нарицательным. А «отцом философии» Фалеса называют уже в его время. Фалес первым изучил движение солнца по небесной сфере. Научился вычислять время солнцестояний и равноденствий. Определил угловой размер луны и солнца, при этом рассчитал, что размер солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер луны — такую же часть от лунного пути. Первым стал утверждать, что луна светит отражённым светом. Понял, что затмения солнца происходят, когда между ним и землей проходит луна; а при затмении луны - луна попадает в тень от земли. Он научил греков использовать созвездие Малой Медведицы в качестве путеводного инструмента. Морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице, заметив, что Полярная звезда всегда находится под одним и тем же углом над горизонтом. Фалес ввел календарь по египетскому образцу. В нем год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими. И множество других открытий в астрономии, геометрии, космогонии и физики принадлежат этому выдающемуся ученому.



Обыватели смеялись над ним: «Он не может справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят сложными небесными!» Фалес решил доказать, что это не так - рассчитал по приметам, когда будет большой урожай на оливки, заранее скупил все маслодавильни в округе, а когда пришло время и маслодавильни понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, - сказал он, - разбогатеть философу легко, но неинтересно». Может, именно тогда наша монета оказалась в руках этого замечательного человека?



Фалес много путешествовал по городам и странам и однажды оказался на острове Лесбос, в городе Митилены, где в то время пишет стихи уже известная на всю Ойкумену Сапфо. «Десятая муза» (так называли ее восторженные современники), собравшая круг единомышленниц, создающих произведения, которые на тысячелетия переживут своих авторов. Окружающие были покорены ее эпиталамиями (свадебные песни о прощании невесты с девичеством, о состязаниях между хором юношей и хором девушек, песни и шутки перед брачным покоем). Она первая в истории литературы воспела чувственную любовь между женщинами.



Потрясенный гениальными строками поэтессы философ отдает ей нашу монету за свиток с наиболее понравившимися стихами. На острове монеты еще не чеканят, но золото было платежеспособно задолго до описываемого времени. Сапфо внимательно рассматривает изображение льва и с улыбкой показывает его Алкею - автору военных песен и замечательных гимнов, посвященных богам. Он смеется вместе со своей безответной любовью над этим изделием. Они не догадываются, что совсем скоро именно такие чеканные кусочки золота, серебра и меди с разными изображениями будут незаменимы при покупках на базарах и торговле между разными городами и странами. На самом Лесбосе будут чеканиться монеты с изображениями героев древнегреческих мифов.


А пока для великих поэтов это всего лишь забавный рисунок на золотой плате за стихи. Сапфо не будет долго хранить у себя монету. Поэтесса хочет заполучить себе лиру Ариона, певца и музыканта, сочиняющего и исполняющего вдохновенные произведения. Звуки, издаваемые этим инструментом, корпус которого сделан из панциря черепахи и рогов козы, до самого сердца трогали ее душу…



Арион – создатель хора сатиров, лирический поэт и певец, первый ввел в поэзию жанр дифирамба, в котором тогда исполняли народные гимны в честь бога Диониса, придав ему художественное оформление, особенно в музыкальной части. Именно из народного дифирамба родилась греческая трагедия. Для Ариона, искусного игрока на лире, этот инструмент бесценен и он, конечно же, ни за что не расстался бы с ним, но признание великой поэтессы и есть самое большое вознаграждение. Его лира переходит к Сапфо. А за нашу монету он, долго присматриваясь к разным инструментам, вслушиваясь в интонации издаваемых ими звуков, покупает себе другую лиру. С новой покупкой Арион собирается выступить на музыкальном празднике в Сицилии. И уже совсем скоро, когда он возвращался победителем с этого соревнования, с ним произошла история, благодаря которой поэту суждено будет прославиться в веках.



Получив за свое искусство богатое вознаграждение, музыкант направился в Коринф. Корабельщики, с которыми он плыл, увидели его богатство и решили Ариона убить, а деньги поделить. Он выпросил у них позволения сыграть и спеть последнюю песню и после этого сам прыгнул в волны. Но его пение покорило дельфинов, один из них подхватил Ариона и доставил к берегу Коринфа. Легенда говорит, что когда Ариона встречали, дельфина случайно оставили на берегу, и он погиб. Арион был безутешен, и кто-то из богов позаботился об увековечивании животного на небе. Позднее грабителей разоблачили и казнили, а лиру Ариона Аполлон разместил между звезд. И сейчас, когда мы смотрим в ночное небо, то можем увидеть созвездие Лиры. Неужели это та самая лира, за которую поэт заплатил нашей монетой? Разум говорит, что это сказка. Но ведь и время, которое мы вспоминаем, очень тесно переплетено с мифами и легендами…



А что же наша героиня? Через какое то время она вернулась на родину, поскольку географическая близость острова Лесбос и Лидии способствовала обширным торговым связям. Но за время путешествия монеты, в ее стране сменился правитель. После смерти Алиатта на престол взошел Крез. Он значительно расширил территорию Лидийского царства, подчинив себе греческие малоазийские города (Эфес, Милет и др.) и захватив почти всю западную часть Малой Азии. Крез был эллинофилом, посылал щедрые дары в греческие храмы и стремился приобщить Лидию к греческой культуре, не жалея для этого денег. Благо богатство царя было настолько значительным, что даже сейчас, когда хотят сказать об огромном состоянии кого-либо, говорят «богат как Крез». Одним из средств пополнения капитала правителя были налоги, которые торговцы, прибывающие в страну, платили в царскую казну. Наша монета попадает вместе со своими сестрами во дворец Креза. На это золото у него особые планы - великий правитель захотел пригласить к себе в гости самых мудрых людей Греции и наградить достойнейшего из них. Он берет свою любимую золотую чашу и до краев засыпает ее монетами. Это и будет приз мудрейшему из мудрейших.


Самым первым из приглашенных во дворец прибыл Солон. Тот самый, кто, будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом в Афинах, провёл ряд замечательных реформ. Он отменил кровавые Законы Дракона (по которым за любое нарушение, и серьезное и незначительное, было одно наказание – смертная казнь), ликвидировал поземельную за-долженность, долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Его реформы были очень популярны и любимы в Аттике. И даже когда в Афинах установилась тирания Писистрата, поставившего себя выше закона, он не решился отменить Солоновы порядки… Время тирана впереди, а пока великий мыслитель, один из «Семи Мудрецов» Древней Греции беседует с Крезом о вечном. О счастье и самом счастливом человеке на земле.



Правитель Лидии показал все свои богатства известному философу, а потом спросил его: «Друг Солон, ты мудр, ты объездил полсвета; скажи, кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?» Солон ответил: «Афинянина Телла». Крез удивился: «А кто это такой?» Солон ска-зал: «Простой афинский гражданин. Но он видел, что родина его процветает, что дети и внуки его — хорошие люди, что добра у него достаточно, чтобы жить безбедно, а умер он смертью храбрых в таком бою, где его сограждане одержали победу. Разве не в этом счастье?»


Тогда Крез спросил: «Ну а после него, кого ты считаешь самым счастливым человеком на земле?» Солон ответил: «Аргосцев Клеобиса и Битона. Это - два молодых силача, сыновья жрицы богини Геры. На празднике их мать должна была подъехать к храму в повозке, запряженной быками. Быков вовремя не нашли, а торжество уже начиналось. Тогда Клеобис и Битон сами впряглись в повозку и везли ее восемь верст до самого храма. Народ славил мать за таких детей, а мать просила для них у богов счастья. И боги послали им это счастье: ночью после праздника они мирно заснули в этом храме и во сне скончались. Совершить лучшее дело в своей жизни и умереть — разве это не счастье?». Тогда раздосадованный Крез спросил прямо: «Скажи, Солон, а мое счастье ты ни во что не ставишь?» Солон ответил: «Я вижу, царь, что вчера ты был счастлив и сегодня счастлив, но будешь ли ты счастлив завтра? Если ты хочешь услышать мудрый совет, вот он: никакого человека не называй счастливым, пока он жив. Ибо счастье переменчиво, в году 365 дней, а в жизни человеческой, считая ее за семьдесят лет, 25 550 дней, кроме високосных, и ни один из этих дней не похож на другой». Произнося слова, которые будут жить веками, мудрец не догадывается, что через несколько лет они спасут великому царю жизнь…



А пока Крез наслаждается общением с интересными людьми на пиру «Семи Мудрецов». На него приглашены особо чтимые философы, авторы сентенций о мудрой и правильной жизни. Каждый из них восхищал лидийского царя своими знаниями, отношением к людям и жизни.



К примеру, Питтак из Митилены, который освободил свой родной город от тирана Меланхра, пересмотрев законы, навел порядок в своем государстве. А после этого сложил с себя полномочия и жил как мудрец и законодатель. Вот он произносит свои изречения:


- Пользуйся мерой;
- Желай всем нравиться;
- Никого не брани;
- С неизбежностью и боги не спорят.


Клеобул Линдийский, в недавнем прошлом - правитель родосского города Линдоса. Ему принадлежат замечательные высказывания:
- Нужно слушать, но не подслушивать;
- Не делай ничего с насилием;
- Жену свою при других не брани и не ласкай: первое неприлично, а второе может привести других в ярость;
- Не презирай низших.


Уже знакомый нам Фале́с из Милета не теряется среди своих коллег и произносит:
- Больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит;
- Быстрее всего ум, потому что он все обегает;
- Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть;
- Мудрее всего время, потому что оно все открывает.


Хилон из Спарты дополняет услышанное своими лаконичными высказываниями:
- Сдерживай язык, особенно в застолье;
- Не грозись, это дело бабье;
- Брак справляй без пышности;
- Когда говоришь, руками не размахивай, это знак безумства.


Бриант Приенский говорит, что
- Худших везде большинство.



Мисон Хенейский и Солон поддерживают беседу радуя Креза и других гостей философскими мыслями, которые и в наше время восхищают своей проницательностью.



Все присутствующие на пиру философы достойны награды. Золотая чаша с монетами переходит от одного к другому, но каждый, проявляя образец сдержанности и скромности, отказывается от щедрого подарка, считая себя не более достойным, чем кто-либо из них. В один момент взгляд Креза падает на сидящего с краю человека и философы, разгадав его мысли, одобрительно кивают…



Эзоп – легендарная личность, чьими баснями и высказываниями мы восхищаемся и поныне. Умение говорить эзоповым языком, т.е. преподносить свои мысли иносказанием, заключающим в себе скрытый смысл, аллегорией, которая выражает отвлеченные идеи при помощи различных образов, актуально во все времена… Бывший раб, с некрасивой внешностью, но с прекрасной душой и не менее прекрасными мыслями. На пиру он держится особняком, и совсем немногословен, но когда произносит какую-нибудь фразу или басню, то это заставляет задуматься всех присутствующих.


Вот он говорит Крезу простые, но великие истины:
- Благодарность - признак благородства души;
- Даже страх смягчается привычкой;
- Истинный друг познается в несчастье;
- Вдвойне тяжелее переносить обиды со стороны тех людей, от которых мы всего менее вправе ожидать их;
- Если кому-нибудь везет, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей; а кто завидует, тот себе же делает хуже;
- Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой;
- Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда;
и вполне достойное для совета великому правителю
- Велико ли, мало ли зло, его не надо делать.
Сколько силы заключено в этих незатейливых словах!...



Когда чаша с монетами оказывается перед Эзопом, тот в недоумении. Бывший раб считает себя недостойным выделения в столь видном обществе. Но соглашается взять часть предложенного, поскольку благодаря этому дару он сможет воплотить в жизнь свое самое сокровенное желание – посмотреть мир… Крез перекладывает в небольшой кошель философа монеты. Но Эзоп благодарит царя за щедрость, высыпает на ладонь половину предложенного и возвращает обратно в чашу – человек, знающий цену богатству, может довольствоваться немногим, чтобы иметь в путешествии лишь самое необходимое. Среди возвращенных монет и наша красавица. Другие, такие же как она, поплывут вместе с философом в Грецию. Давняя мечта великого баснописца – увидеть Дельфы. Он еще не знает, что там, став жертвой лживого доноса, ему суждено погибнуть…



А что же Крез? Беседа на пиру дала ему пищу для размышлений. Он не оставит себе золото, которое, пусть очень короткое время, несколько мгновений, побывало во владении самых мудрых людей Греции. Это богатство должно послужить высокой цели. Оно отправляется в Эфес. Царь платит большое вознаграждение известному архитектору за постройку храма Артемиды.



По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. По верованиям древних греков, Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Опекала диких зверей, домашний скот, считалось, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия.



Храм в честь Богини должен был стать не только украшением Эфеса, но и финансовым, и деловым центром города.


Проект знаменитого Херсифрона был признан лучшим, тот предложил построить храм из мрамора, причём по редкому тогда принципу ионического диптера, то есть окружить его двумя рядами мраморных колонн. Основная задача, стоявшая перед архитектором - обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить его на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, вырыли глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти - подушкой толщиной в несколько метров. Эта подушка и в самом деле оправдала надежды архитектора и обеспечила долговечность зданию.



Очевидно, строительство храма было сплошной инженерной головолом-кой, об этом есть сведения в античных источниках. Кроме расчётов, которые приходилось вести для того, чтобы быть уверенным в столь неортодоксальном фундаменте, приходилось решать, например, проблему доставки по болоту многотонных колонн. Какие бы повозки ни конструировали строители, под тяжестью груза они неумолимо увязали. Херсифрон нашёл гениально простое решение. В торцы стволов колонн вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых к быкам шли оглобли. Колонны превратились в валики, колёса, послушно покатившиеся за упряжками из десятков пар быков.



А когда сам великий Херсифрон оказывался бессильным, на помощь ему приходила Артемида: она была заинтересованным лицом. Однажды, несмотря на все усилия, Херсифрон не смог уложить на место каменную балку порога. Нервы архитектора после нескольких лет труда, борьбы с недобросовестными подрядчиками, отцами города, толпами туристов и завистливыми коллегами были на пределе. Он решил, что эта балка - последняя капля и начал готовиться к самоубийству. Артемиде пришлось принять срочные меры: утром к запершемуся в "прорабской" архитектору прибежали горожане с криками, что за ночь балка самостоятельно опустилась в нужные пазы.



…К сожалению, талантливый зодчий не дожил до завершения храма. После его преждевременной смерти функции главного архитектора перешли к его сыну Метагену, а когда и тот скончался, храм достраивали Пеонит и Деметрий. Окончательно храм был готов через несколько десятилетий после описываемых событий. А еще через сотню лет некто Герострат, человек, ничем не примечательный, решает добиться бессмертия, совершив преступление, равному которому не совершал ещё никто. .Именно ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды. Деревянные части храма, просушенные солнцем, запасы зерна, сваленные в его подвалах, приношения, картины и одежда жрецов - всё оказалось отличной пищей для огня. Это случится в 356 году до новой эры, в день, когда родится Александр Македонский. Кстати, именно Великий Завоеватель выделит потом деньги на восстановление сгоревшего строения. Новый храм, благодаря Херсифону будет построен за считанные годы. Уже не было загадок и технических изобретений. Путь проторен. Следо-вало только повторить сделанное ранее.


Новый храм Артемиды по праву войдет в числу Семи чудес света, но до этого еще далеко. А пока, в 550 г. до н. э., огромное беломраморное здание вырастает перед взорами горожан и вызывает удивление и восхищение.


В создании скульптурного убранства принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. С одним из скульпторов, имя которого мы, к сожалению, не знаем, Херсифрон рассчитался золотом, в числе которого была и наша монета. Сам мастер остался очень доволен. И не столько большим вознаграждением, сколько творением своих рук. В эти скульптуры он вложил всю свою душу, талант и мастерство. А монеты из электра – это всего лишь плата за выполненную работу. Но не долго останется героиня нашего повествования во владении скульптора: большое несчастье ожидает Лидию в ближайшее время – война. И развяжет эту войну Крез. Он захочет покорить Мидию, лежащую на востоке от его владений, за рекой Галис.



Ни одно серьезное дело в те времена не начинались без прорицаний того или иного оракула. Самым известным и признанным был оракул при храме Аполлона в Дельфах, где будущее предсказывали Рицыпифии. Этот храм, согласно греческой мифологии, основал сам Аполлон на месте его победы над чудовищным змеем Пифоном. Дельфийский оракул был одним из главных прорицалищ во всей Ойкумене. Крез послал в Дельфы несметные подарки и задал свой главный вопрос: переходить ли ему через Галис, чтобы воевать с восточным соседом? Оракул ответил: Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство. Царь понял эти слова как добрый знак и повел свои войска на восток, но после двух проигранных сражений стало ясно, что этой войной он действительно разрушил великое государство – свою родную Лидию.



…И вот сейчас победитель Креза, знаменитый полководец античности, основатель Персидского государства, первый Царь царей Кир II Великий – властелин родины нашей монеты и ее владелец. Он запускает руки в сундук с захваченным на войне золотом, и среди горсти своих сестер, таких же электровых монет, в ладонях у Кира лежит и наша красавица. Новый правитель раздает завоеванное самым храбрым и преданным своим полководцам и идет с ними на площадь, где по его приказу приготовлен костер, на котором сожгут Креза. Пленник, привязанный к столбу, перед смертью вспоминает о своем былом могуществе и восклицает: «Ах, Солон, Солон, Солон!» «Что говоришь ты?» — спрашивает его Кир. «Я говорю о человеке, которому следовало бы сказать всем царям то, что он сказал мне», — отвечает Крез. Кир расспрашивает приговоренного, и Крез рассказывает ему о мудром совете: никакого человека не называть счастливым, пока он жив. Кир прислушивается к сказанному, он умеет слушать советы мудрецов. Сегодня он велик, а что будет завтра - неизвестно. Царь приказывает одеть пленника в богатые одежды и приглашает сесть рядом с собой: «Будь, прошу, моим другом и советником». Так совет великого философа, спасает человеческую жизнь от мучительной смерти…


На этом и заканчивается повествование о нашей монете. В скором времени ее владелец, опасаясь за сохранность своих сокровищ, зароет ее вместе с золотыми и серебряными украшениями и другими монетами где то в земле Малой Азии. А вернуться за сокрытым кладом уже не сможет… Над тем местом, где она будет лежать, пролетят годы, столетия, пройдет великим походом сын Филиппа Александр. Сменятся сотни царей, сатрапов и мелких наместников. Государства будут менять названия, законы, уклады жизни. Но в последующих за правлением Кира событиях героиня нашего повествования участия уже не примет. И именно благодаря этому ее не переплавят для других целей, и она сохранится в своем первозданном виде до наших дней.


У меня на ладони лежит древняя монета – маленькая современница Великой Истории …


Агат. Москва.


Распечатать страницу


|
|
|
|
|
|
Все права защищены. Goodhobby.ru
Все права защищены. Goodhobby.ru