Поиск:

Несущие свет.




НЕСУЩИЕ СВЕТ.

Он был светильник, горящий и светящий;

а вы хотели малое время порадоваться при свете его.

Евг. от Иоанна, 5:35.

Горящий светильник, пожалуй, один из самых насыщенных смыслами творений человеческих рук. Дающий свет и немного тепла светильник олицетворяет тепло и свет живой человеческой души; как он освещает тёмную комнату, делая сокрытое во тьме явным, так глаза человека открывают что у него на душе; божественный свет есть во всех религиях мира; сначала светильники, а затем горящие свечи самое естественное подношение Богу или божеству. Округлый тёплый светильник с тихонечко горящим золотистым пламенем вызывает инстинктивное бережное отношение к нему, как к яйцу, из которого должна появиться новая жизнь. Многие любители древностей, обладающие  глубоким гуманитарным чувством, из разных вещей, через которые возможно приобщиться к давно ушедшим эпохам, предпочитают поставить дома древний светильник, или, даже, небольшую их коллекцию.

 Большинство масляных ламп, представленных на этом сайте происходит с Ближнего Востока, из Восточного Средиземноморья.  Сейчас это территория Египта, Иордании, Израиля, Сирии и Ливана. В древности, когда эти лампы представляли не коллекционный интерес, а были атрибутами повседневной жизни, названные страны составляли Египет, Иудею, Палестину, Аравию и Сирию.  Соответственно, они освещали дома, храмы, школы, лавки местных жителей исповедовавших греческую религию, местный культ Солнца, иудаизм, многочисленные локальные верования, культ римского императора и, в конце-концов – христианство и ислам.  Хронологический диапазон – со III-II вв. до н.э. по VIII в. н.э. 

Некоторые светильники сделаны путём оттискивания в двусторонней форме с последующей слепкой половин и прикреплением ручки (обычной античной технологии для этой группы сосудов). Формы же для многих выставленных здесь лампад делались через снятие слепка с уже готового объекта и обжигание его.  После чего  форма применялась для моделирования последующих «поколений» глиняных ламп. Другие представленные светильники слеплены вручную, подражая фабричным образцам. Такая разница в производстве объясняется тем, что часть сосудов в коллекции сделана в крупных городских мастерских, часть в менее технологически обеспеченных сельских, а некоторые, возможно, в домах жителей, для внутреннего обихода. О последнем свидетельствует и слабый обжиг некоторых вещей, произведённый явно не в горне, а в печке или костре.

Основными элементами, из которых состоят светильники, являются (Рис. 1) тулово и носик, в который вставлялся фитиль. Тулово, круглой, под-овальной или вытянутой формы, может быть открыто, в виде плошки, может быть закрыто щитком или верхней половиной в виде скорлупы. Закрытые лампады были безопаснее на случай падения и выливания горючего материала, но были сложнее в производстве. Носик мог быть в виде отогнутого и вытянутого края тулова, чуть сплющенного с боков; отдельной детали, имеющей внутренний канал и встроенной в тулово (иногда длина этой детали столь велика, что выглядит как рожок); в некоторых случаях носик моделировался вместе с обеими половинами светильника в формах и склеивался при их соединении. Поверхность изделия могла оставаться естественного терракотового цвета различных оттенков, могла быть покрыта ангобом или красным\ бурым лаком (или имитирующего его краской).

 

Рис. 1

Отверстие для налива масла могло быть большого диаметра или маленького. Последнее чаще встречается на щитках, особенно если они украшены рельефом. Ручки светильников также разнообразны. Некоторые сделаны отдельно в виде глиняного колечка и встроены в тулово; некоторые вытянуты из тулова и выглядят как защип или сосок; другие в виде чистого или орнаментированного бруска прикреплённого одной из сторон к тулову. Есть ручки  в виде невысокого конуса.

Поверхность лампады может быть пустой или покрытой орнаментом, геометрическим или растительным; знаками того или иного культа; короткими надписями. На щитках часто бывают изображения божеств, людей, различных мифологических и бытовых сцен. Фасовые изображения Коры, Деметры, Сатира и пр. помещены на вертикальных ручках некоторых типов светильников.

В качестве горючего материала в светильники наливали оливковое масло, нефть или нефтепродукты, топлёный дельфиний жир. Собственно, вся конструкция и принцип работы осветительного прибора были приспособлены именно для жидких горючих веществ. Там где не было оливкового масла (наиболее используемого и востребованного продукта) или возникали перебои с ним, в виде осветителей использовались восковые свечи или лучины. То есть, светильники в том виде, в котором мы их знаем, это плод средиземноморских цивилизаций.

В помещённом ниже небольшом каталоге типов ближневосточных светильников мы использовали материалы с нашего сайта. Здесь представлены светильники эллинистической эпохи; непосредственно иудейские, изготовленные при царях, потомках Ирода Великого; характерные антиохийские; отразившие римское влияние; византийские и другие. Некоторые имеют признаки разных выделенных типов, что свидетельствует об эклектичности культуры и жизни вообще в этом интереснейшем регионе. 

 I

Эллинистический период. Сер. IVIIвв. до н.э.                      

 В начале производства таких ламп тулово их формировалось на гончарном круге, иногда на дисковидном основании. Позже их начали оттискивать в форме, тулово стало более круглым и уплощённым, пропорции более тонкими. Светильники этого типа известны от Коринфа до Египта.

 

 

 II

Светильник очень характерной для Израиля формы. Уплощённый сверху корпус, украшенный глубокими «рубцами» с косыми штрихами между ними. Длинный носик приделывался отдельно, сопло также формировалось ножом. Дата – IIв.

 III

 Иродианские лампы называются так потому, что период их активного использования пришёлся на  период правления в Иудее царя Ирода Великого и его потомков. То есть на Iв. до н.э. – Iв. н.э. Они имеют правильную круглую форму. Носик изготавливался отдельно и затем прикреплялся к корпусу, потом непосредственно сопло формировали срезав лишнюю глину ножом, боковины делали вогнутыми. Место стыка носика и корпуса лампы сглаживали  штихелем,  поэтому в археологии Израиля этот тип иногда называют “Knife-paredlamps”. Лампады, как правило, не украшены. Скромные орнаменты, нанесённые на носик,  состоят из маленьких кружков, пунктирных и простых линий.
 Эти простые, но элегантные лампы находят в основном на месте древних  еврейских поселений, в районе Иерусалима и в Иудее. Некоторые лампы были также обнаружены в Иордании.

    

 

IV

Изначально этот тип «Ламп с высокой ручкой» начал изготавливаться в Антиохии в позднеримский период. Но в ранневизантийское время (V-VIвв.)  производство этой удобной в использовании формы распространилась во всей Сирии. К ним близки светильники, с изображением на ручке женского лица в анфас.

Представленный экземпляр изготовлен в кустарной мастерской, в неоднократно копированной форме.

 

 

 V

 

 

 

VI

Так называемый «имперский» тип ламп. Отличаются чёткостью и правильностью как формы, так и декоративных элементов. Всё изделие покрыто лаком красного или красно-бурого цвета. На перетяжках помещены украшения в виде волют. Простые геометрические или растительные орнаменты бывают на плечиках ламп. Щитки или пустые, или имеют различные рельефные изображения. Датируются преимущественно II-III вв.

Щиток данного экземпляра украшен изображение мчащейся вправо колеснцы-биги.

 

VII

Тип Северо-Африканских ламп или локальная (Бл. Восток) их имитация. Ёмкость для масла установлена на дисковидном поддоне, маленький носик прикреплён к тулову посредством выраженной перетяжки. Плечики широкие, иногда с орнаментом из линий, пальмет или растительных элементов. Щиток выполнен в виде лунки. Датируется I в. н.э.

  

 

VIII

Bi-lanceolatelamps.

 В этих лампах носик и ручка монолитны с туловом, это результат производства их в специальных формах. Плечики относительно узкие и украшены цветочным орнаментом, рубцами или рядами линий. Заливное отверстие большого диаметра и окружено широким ободом. Лампы этого типа находят по всей северной части Израиля.
Дата: IV- V века.

 

IX

Этот вид встречается только в северной части Израиля и юге Ливана. Переходный византио-омейядский тип. Такие лампады имеют яйцевидное тело, канавку на посике и плечики, полностью покрытые орнаментом. Украшения представляют собой в основном геометрические, зооморфные и растительные орнаменты.

 

X

Имитация светильника типа «bow shaped nozzle lamps», лапм-с-носиком-в-виде-лука. Носик у них сверху напоминает натянутый лук.  Верхняя площадка его украшена изображением амфоры, виноградной лозы или геометрическими узорами. Плечи узкие, украшенные шаблонам или ободком в виде венка. Все лампы имеют короткую ручку с прямыми гранями, иногда украшенную пальмовыми ветвями или линиями.
Дата: V– VI вв.

 

 

 

XI

Здесь представлены лампады различных типов и подтипов, использовавшиеся в Восточных провинциях Византийской империи до арабского завоевания и в первые десятилетия после него. То есть в V– VII вв.

 

XII

Три светильника уже, по-видимому, исламской эпохи. Формы и технология их восходят к ранневизантийским образцам, но сопровождающий их находки нумизматический материал относится уже ко времени Омейядов, к VIIIв.

 

 

XIII

 Редкий тип круглых ламп без ручки и носика, корпус в виде двух полусфер разного диаметра, вставленных одна в другую. По аналогиям и технологическим особенностям датируется ранне-исламским периодом, VIII в.

 Популярность светильников разных типов и мастерских в древности была очень высока. Большие партии их первозились как товар для продажи в разных регионах. Лампады сирийских типов известны в находках в античных городах Северного Причерноморья. В Херсонесе Таврическом изготавливали местные подражания "модным" типам лапм с Ближнего Востока.


Распечатать страницу


|
|
|
|
|
|
Все права защищены. Goodhobby.ru
Все права защищены. Goodhobby.ru